Евангелия от Матфея — притча Иисуса Христа о десяти девах. Это евангельское чтение имеет характер великопостный и покаянный и читается на Страстной неделе.
Рассказывая притчу, Христос сообщает следующее: Царство Божие подобно десяти девам, которые, ожидая жениха, одеты в соответствующие одеяния и держат в руках светильники. В этой притче Христос называет Себя Женихом, а души людские —девами. Человеческая душа по природе — невеста Христова. Именно эта тайна нам открывается в притче.
Христос — Жених наших душ, и души наши ждут Христа, поскольку Он уже приходил на землю однажды. Мы слышали о Нём, и следы Его присутствия мы встречаем на Святой земле и по всему миру, потому что Христос обошёл весь мир духовно уже по Вознесении Своём. Христос не оставил ни одного клочка земли, не освящённого Своим присутствием. У Тютчева есть трогательные стихи, где он говорит о своей земле, о Руси. «Удручённый ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Христос близок к людям. И не только Палестина и Иерусалим хранят следы Его присутствия. Иорданская река, озеро Генисаретское, храм Воскресения, Галилея — это места, где Он был, где ногами ходил, где Он преломлял хлеб и воскрешал мёртвых. Но с тех пор, как мир огласился проповедью о Христе Воскресшем, множество уголочков мира осветились благодатью Христовой и Христовым присутствием.
Мир есть некое вместилище Божественных тайн. И мы помним об этом, и вместе с тем ждём Второго Пришествия. Мы ожидаем того дня, когда Христос явится уже во славе. Потому что в первое Пришествие Своё Христос был смиренный человек. Он ходил, как человек, нуждаясь в пище, в крове, прячась от солнца в листве деревьев. Он был смиренен во всём. Но будет и Второе Пришествие. Ожидание Второго Пришествия — это ожидание Жениха теми душами, которые с Ним связаны, которые обручены с Ним. Вы знаете, что одно дело обручение, а другое дело — брак. Одно дело обручиться, а другое дело в брак вступить. Обручиться — значит пообещать верность и ждать того времени, когда наступит брак. В нашей сегодняшней церковной практике венчание следует сразу после обручения, хотя, в общем, по традиции многовековой можно обручиться и ещё какое-то время браком не сочетаться. Между обручением и браком может пройти полгода, год, а то и больше.
И вот все мы с вами — верующие люди, мы обручены Христу, но полным браком с Ним ещё не сочетались. То есть, мы должны в течение временной жизни доказать Ему нашу верность, дождаться Его, не изменить Ему, не влюбиться в других женихов, которые прельщают душу, — а это различные идолы, духовные призраки, фантомы. Они представляются образу души нашей и влекут к себе. И мы к ним влечёмся, как легкомысленная девица влечётся к щёголю, который красиво говорит и красиво одевается. Так и души наши влекутся то в одну сторону, то в другую, развлекаясь вниманием в этом суетном мире. Но смысл-то в том, чтобы душа была верной Христу, Небесному Жениху. Об этом говорит притча.
Десять дев представляют собой полноту верующих. Они ожидают жениха. Жених медлит. В Писаниях говорится, что жених замедлил, все устали ждать и уснули. Это тоже очень важная черта, ведь сколько времени прошло с тех пор, как Христос был на земле? Много лет прошло. Мы должны помнить и понимать, что ожидание Второго Пришествия Христова было наиболее напряжённым, даже страстным, в первые годы бытия Христианской Церкви. Когда апостолы ещё жили на земле и проповедовали, когда Церкви только-только возникали, когда люди крестились, слушая проповеди этих свидетелей — апостолов, тогда эта благодать Божья сияла с великой силой посреди страшной тьмы, посреди любых гонений. В это время христиане более всего ждали Второго Пришествия. Апокалипсис Иоанна Богослова заканчивается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» То есть: «Приди уже, приходи скорей, мы ждём Тебя, мы готовы! Иди, казни грешников и спасай праведников». Этой мыслью пронизаны все послания апостолов, потому что люди так жарко, буквально со дня на день ожидали Второго Пришествия.
Потом история продлилась — ради того, чтобы многие спаслись. И люди то забывали о Втором Пришествии, то опять в них воскресали чаяния конца. И неоднократно уже люди объявляли о конце света, собираясь на горах и в пустынях, продавая имущество, отказываясь пахать землю, рожать детей. И думали: «Вот-вот, сейчас придёт». Но не приходил Он. И опять начиналась суета, начиналось беззаконие, как правило, ещё большее. После сильных ожиданий, которые не оправдались, начинается вакханалия греха — так обычно бывает в жизни. И в Евангелии говорится, что жених замедлил, жених специально задержался, он дал всем подождать, чтобы все устали и заснули. Христос придёт на Страшный Суд, когда все уснут, когда все устанут ждать. Это некий закон: ждёшь, ждёшь, ждёшь, устал ждать, очи смежил, задремал — а тебе тут по уху звонкая затрещина: вставай, пора!
Так было с апостолами в саду Гефси-манском. Христос молился, и они должны были молиться с Ним или бодрствовать. Но они не смогли, они клонились ко сну. А как трудно со сном бороться! Кто боролся, тот знает, как сон убивает, как будто в могилу тянет, ремнём, обвивающим шею, тянет человека к подушке, к кровати. Стоит к чему прислониться — тут же глаза тяжелеют, закрываются, и ты проваливаешься в бессознательное состояние. И тут — как гром: «Всё, вставай, поздно уже, пришло, а ты не дождался!» Так было с апостолами в Геф-симанском саду, так будет и с нами. Жених должен прийти, мы Жениха ждём, но Жених замедлил, все устали и уснули.
Уснули все десять дев. Там было пять мудрых и пять безумных, по-славянски — юродивых, то есть повреждённых умом, некрасивых умом. Уродивый или юродивый — это значит человек, у которого ум искривлён, некрасив, неправилен. Чем отличались юродивые от мудрых? У каждой из них был сосуд елея в руках, то есть лампада. В древности они имели форму туфельки. Там, где носочек, торчал фитилёк, погружённый внутрь самой лампады, а сверху наливалось масло, и тогда зажигали фитиль. Так раньше люди освещали свои жилища, так освещали себе путь во тьме. Такие же лампадки были в руках у дев, когда они ожидали жениха. Жениха нужно ждать с горящей свечой, с горящей лампадой. В отличие от юродивых, у мудрых дев был запас масла. У них было масло в сосуде и масло про запас. А у глупых этого запаса не было. Когда они все заснули — и мудрые, и немудрые, — вдруг раздался голос: «Се жених грядет! Идите навстречу!» И вот они все поднялись, стали поправлять свои фитили — знаете, на фитиле образуется нагар, он начинает коптить, его надо очищать. Начав чистить лампады, юродивые обнаруживают, что у них в лампадах масла мало, фитиль коптит и уже готов погаснуть. А у мудрых— заправленная лампада горит. Тогда юродивые говорят мудрым: «Дайте нам вашего масла! Лампады наши угасают». А мудрые отвечают им: «Если мы разделим, то погаснет и ваше, и наше. Не хватит всем. Пойдите и купите себе».
И те пошли покупать. В это время мудрые зашли в чертог, и закрылись двери. Очень страшная фраза: «И затворены быша двери».
В притче говорится: «Затворены быша двери». Глупые девы пришли уже с маслом, с загоревшимися лампадками, и стали стучаться в дверь: «Господи, Господи! Открой нам!» Из-за закрытой двери они слышат голос: «Не знаю вас».
На что это похоже? На тот евангельский пир, где веселились праведные и откуда выбрасывали грешных. Связывали руки и ноги и выбрасывали вон, во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов.
В притче говорится о том, что нам нужно войти в открытые двери с горящими лампадами. Конечно, здесь особую роль играет масло. Чем заправить лампаду, чтобы она горела? Что символизирует запас масла? Златоуст говорит о том, что масло— это милостыня, что вера действует любовью. Апостол Павел говорит о том же. Как солнце не может не греть, как вода не может не увлажнять, как тяжёлое не может не падать, а лёгкое не может не возноситься вверх — так вера не может не иметь под собой любви. Если вера есть, то она рождает из себя дела любви. Если наша вера не рождает дел любви, то это вера мёртвая, даже бесовская. Потому что и бесы веруют и трепещут, но не меняются. Есть вера бесплодная, бесовская, вера в Единого Бога, которая ничего из себя не рождает. Не дай Бог такую веру иметь. Вместе с тем, настоящая вера рождает из себя дела.
Златоуст считает, что елей есть милость в самом широком понимании. Это и жалость, это и защита, это и милостыня, это и помощь, это и молитва, это и забота о ближних, добрые мысли о них, это прощение согрешений ближних. Это всё, что охватывается словами «люблю ближнего» — вот что такое милость. Это и есть, собственно, тот елей, которым нужно запастись.
Внутри нашего естества постоянно борются две природы: ветхая природа старого Адама и новая природа нового Адама, Христа. То есть, благодать борется с ветхим естеством — кто кого победит. Благодать желает победить ветхого человека, привить человеку новые мысли, новые чувства, новые ощущения, новые жизненные цели. А ветхий человек борется с благодатью. Пытается всё стащить с небес на землю, заставить жить по-своему: грешно, лукаво, суетно, хитро. Такая борьба в нас происходит.
Итак, все мы с вами — девы; девы — это наши души, обручённые Христу. И елеем надо запасаться. Как хозяйка делает на зиму какие-то заготовки, варенья, соленья. Как человек откладывает деньги на чёрный день: вдруг заболеет или помрёт кто. Нужно иметь деньги в кармане на всякий случай, чтобы потом не протягивать руку и суметь выгрести из беды, не влезая в долги. Человек запасается в жизни многим. Значит, нужно запасаться и елеем. Наперёд нужно запасаться добрыми делами, совершёнными ради Христа и только ради Христа. Вот это есть чистый елей. Собственно, добрые дела, совершённые ради Христа и только ради Христа, и есть путь стяжания Духа Святого, по Серафиму Саровскому. Это и есть та милостыня, о которой говорит Златоуст. Это широкая милость, вселенская любовь, о которой говорит святой вселенский учитель.
Оказывается, нужно запасаться добрыми делами, нужно думать о том, что наши сокровищницы пока ещё пусты. Нам может казаться, что в наших духовных кладовых собрано много добрых дел. Забудем об этом. Мы можем думать: «Вот это я уже сделал, этому помог, этого посетил, этого простил, об этом помолился, здесь я сделал то-то и то-то». Если мы помним о своих добрых делах, значит, грош им цена. Нужно забывать о добрых делах по мере их совершения. Забывать совсем. Нужно приобрести священный склероз на добрые дела. Нужно сразу же забывать всё то доброе, что ты когда-либо сделал. Потому что мелкий, гнусный человечек помнит то маленькое ничтожное добро, которое он сделал кому-то 15 лет назад. Разве так можно? Нельзя. Нужно сегодня сделать и сегодня забыть. Пусть правая рука не знает, что делает левая. Так говорит Евангелие. Только при условии забвения своих добрых дел мы можем накопить что-то в нашем сосуде с елеем. Если мы их будем помнить — Бог их забудет, если мы их забудем — Бог вспомнит. Таков духовный закон, так всегда бывает. Если ты сам себя прощаешь, Бог тебя будет судить. Если ты сам себя укоряешь, смиряешь, Бог не смирит, не осудит.
Нужно запасаться добрыми делами наперёд. Но, повторяю, добрыми делами, сделанными ради Христа и только ради Христа, без пожелания взаимного добра, без пожелания похвалы и награды, бескорыстно, только ради Того, Кто живёт на Небесах, Кто сел одесную Отца. Ради Него, ради Воскресшего Богочеловека нужно делать добрые дела. Это и есть тот елей, который вдруг внезапно окажется в наших сосудах. Вот, заправим лампадочку и зажжём, и пойдём, и войдём, и дверь закроется за спиной, а не перед носом. Иначе, братья и сёстры, будет страшно.
Сколько раз мы слушали в Евангелии слова о том, что первые будут последними, и последние будут первыми. Евангелие перевернёт весь мир, к которому мы привыкли. Так было и во дни жизни на земле Христа Спасителя: тогда апостол стал предателем, а разбойник — первым жителем рая. Всё перевернулось. Так же всё перевернется рано или поздно и в нашей жизни. Всё изменится, превратится, станет с ног на голову. И тогда всё откроет свою тайную суть. Жил ли ты ради Христа, думал ли о Нём? Помнил ли ты о Нём? Сделал ли ты для Него что-нибудь? Сосуд твой полон, или фитиль догорает?
Так что, братья и сёстры, сегодняшняя притча о десяти девах— это вызов нам. Он звучит ради того, чтоб мы снова попытались положить начало доброму накоплению тех сокровищ, которые не гниют, которые нельзя украсть, которые ни червяк не съест, ни моль не растлит. Есть сокровища — не гниющие, нетленные, собираемые на Небесах. Это всё то малое, что мы сделали ради Христа, что Господь принял, запомнил и сложил тебе на твой личный депозитный счёт, с которого ты ещё и проценты получишь. Ты вложил малое — подожди, через 15 лет из этого малого будет большое. Потому что и малое, для Бога сделанное, не пропадает. А большое, сделанное для себя, любимого, или для того, кого любишь, в надежде, что и он тебе в ответ сделает добро, или для славы, для почестей — это большое, в конце концов, оказывается абсолютно не имеющим цены.
Итак, будем, братья и сёстры, запасаться елеем, потому что рано или поздно все заснем. Мы все устанем и заснем.
Некоторые говорят: «Я пока молодой, каяться и молиться не буду, вот постарею— покаюсь». А как трудно каяться старику, когда склероз сковал мозги, когда радикулит скрутил спину, когда ноги не ходят, язык не ворочается, а встать с кровати — это уже целый подвиг! О каком покаянии в старости можно говорить? Кто в старости по-настоящему кается из тех, кто в молодости грешил? Почти никто, единицы, которые благодушно и безропотно терпят болезни. В старости можно покаяться только одним способом, если тебя Бог сразил болезнью, на кровать положил, а ты не ропщешь, говоришь: «Слава Тебе, Господи!» И Псалтирь читаешь. Больше для тебя подвигов нет. Только не ропщи, молись и жди встречи с Господом. В старости каяться очень тяжело.
Каяться легко, когда ты молодой, сильный, можешь поклоны класть, бедному помочь, слабого поддержать. Когда ты весь полон энергии— тогда хорошо каяться. Откладывать нельзя, накапливать нужно. Наступит время, когда мы все расслабеем, и это будет время перед Страшным Судом, когда весь мир расслабнет. У всех колени расслабнут, руки ослабеют, суставы. Потому что завтра ты можешь и ослепнуть, и оглохнуть, лечь и не вставать. Завтра может быть всё. А сегодня ты ещё здоров, на ногах, ты ещё всё можешь. Запасайся добрыми делами, добрый человек, пока не поздно
Наступило время, когда внешнее отнимается, когда внутреннее только одно и ценится. Понимает ли человек, зачем живёт, почему сюда пришёл? Зачем это читает, зачем это слушает? Понимая свою жизнь в мире и будущее, нас ожидающее, человек может найти Христа в своей жизни на каждом шагу. А совершая обряды внешние, не понимая их смысла, дураком остаётся человек на всю жизнь и умирает в большом недоумении. Умирает весь в грехах, как сука в блохах, и абсолютно не понимает, за что его наказывают. Вроде бы всю жизнь Богу прослужил, а оказывается, не Богу. Понимать смысл жизни сегодня нужно, братья и сёстры, каждому человеку, и идти нужно не от внешнего к внутреннему, а от внутреннего — к внешнему.
И вот сегодня мы читаем притчу о десяти — мудрых и немудрых, пять на пять — девах. Подводя краткую черту под сказанным, хочу напомнить, что души наши — невесты Христовы. Христос спросит с нас: верны ли мы Ему, сохранили ли мы ту чистоту, которая Ему любезна? Или Он нас как опороченную обручённую невесту отвергнет? Потому что можно обручиться и уехать на заработки, потом вернуться и услышать: «А ты знаешь, плохо твоя невеста тебя ждала». И другой скажет: «Плохо ждала тебя твоя невеста». А третий говорит: «Слушай, вообще тебе не завидую». И, в конце концов, придёт он к ней и скажет так, что она покроется краской с ног до головы, и никто её замуж не возьмёт, потому что такие невесты никому не нужны.
Так что, братья и сёстры, души наши Христу обручены и являются Христовыми невестами. И до тех пор, пока Он придёт— в полунощи, внезапно, когда мы будем спать — нам нужно собирать запас елея, чтобы светильники наши не погасли. Вот об этом сегодня, уходя из храма, будем думать.